Для физического и нервно-психического развития детей первого года жизни массаж и гимнастика имеют немаловажное значение.
Своевременное
и правильное развитие движений находится в прямой зависимости от
развития центральной нервной системы. В свою очередь, чем больше
движений совершает ребенок, чем они разнообразнее, тем лучше развивается
высший отдел нервной системы — кора головного мозга, регулирующая
функции всех органов и систем организма. Поэтому так важно с первых
месяцев жизни вводить в режим дня детей гимнастику и использовать
различные виды массажа.
Массаж является одним из видов пассивной
гимнастики, он содействует расширению кровеносных и лимфатических
сосудов и улучшению циркуляции крови и лимфы, усилению функции потовых и
сальных желез, удалению отмирающих слоев кожи — эпидермиса. Кожа
становится упругой и эластичной, повышается ее сопротивляемость к
механическим, температурным и другим воздействиям среды. Массаж
укрепляет опорно-двигательный аппарат, повышает тонус мышечной системы,
эластичность и сократительную способность мышц, эластичность и
подвижность связочного аппарата.
Гимнастика, включающая
разнообразные виды физических упражнений, влияет на организм ребенка еще
более разносторонне, чем массаж. Благодаря физическим упражнениям
активизируется деятельность всех органов и систем организма: улучшается
снабжение мышц кровью, в них усиливаются окислительные процессы, а
отработанные продукты активнее поступают в кровь и уносятся ею. Движения
вызывают также усиленный приток крови к связкам, костям, что
способствует лучшему росту и функционированию последних.
Под
влиянием систематически проводимых физических упражнений у детей
углубляется дыхание и увеличивается насыщение крови кислородом,
укрепляется мышца сердца, а регуляция кровообращения и дыхания
становится более совершенной. Наряду с этим улучшается и состав крови, в
частности увеличивается содержание гемоглобина. При систематических
физических упражнениях улучшаются обменные процессы в организме,
повышаются пластические процессы роста, и дети физически развиваются
гораздо лучше.
Массаж и гимнастику можно делать с 1,5—2 мес.
жизни ребенка. Они проводятся ежедневно в часы бодрствования, спустя
30—40 мин. после еды или за 20—30 мин. до еды, если ребенок находится в
спокойном, бодром состоянии.
Массаж и гимнастику проводят в
хорошо проветренном помещении при температуре воздуха +20—22°, а в
летнее время на воздухе в тени, без ветра при температуре не ниже +22°.
Занятия проводятся на столе, покрытом байковым одеялом, небольшой
клеенкой и пеленкой; руки взрослого должны быть чистыми и сухими. В
самом начале занятий, когда ребенок только привыкает, раздевать его надо
постепенно. Спустя 3—4 дня во время занятий массажем и гимнастикой
ребенка раздевают полностью, и он одновременно получает воздушную ванну.
Массаж и гимнастические упражнения проводятся осторожно, мягко, без
насилия и в медленном темпе, так как у грудного ребенка кожа, мышцы,
связки, костная система очень нежны. Применять тальк или вазелин при
массаже не рекомендуется, так как они засоряют поры кожи ребенка. Во
время занятий старайтесь поддерживать у ребенка хорошее, радостное
настроение, разговаривайте с ним...
|